Сервантес Сааведра (Cervantes Saavedra) Мигель де (крещен 9.10.1547, Алькала- де- Энарес, — 23.4.1616, Мадрид), испанский писатель. Сын хирурга, бедного идальго. В молодости служил солдатом, отличился в морской битве при Лепанто (7 октября1571), в которой лишился левой руки. Возвращаясь морем на родину, Сервантес Был захвачен пиратами и продан в рабство алжирскому паше. В неволе пробыл 5лет. После 4 неудачных попыток к бегству выкуплен миссионерами (1580). По возвращении в Мадрид написал пасторальный роман "Галатея" (1585), патриотическую трагедию "Нумансия" и около 30 других пьес. Скудость литературного заработка вынудила Сервантес переехать в Севилью и стать агентом по закупке провианта для флота, позже — сборщиком недоимок. Гражданская служба (1587—1603) была не более удачна, чем армейская: трижды Сервантес попадал в тюрьму. Соприкосновение породу занятий с разными общественными кругами крупнейшего порта мировой империи определило более реалистический и плодотворный поздний период его творчества, который открылся 1-й частью романа "Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский" (1605), начатой ещё в севильской тюрьме в 1602. Роман во многом — итог личной жизни Сервантес, полной героических дерзаний и катастрофических неудач. Всенародный и общеевропейский успех романа соблазнил некоего А. Фернандеса де Авельянеду (псевдоним) выпустить "подложное" окончание. Задетый огрублением замысла и главных образов, Сервантес опубликовал 2-ю часть "Дон Кихота" (1615). Ранее он издал "Назидательные новеллы" (1613), "Новые восемь комедий и интермедий" (1615). На смертном одре закончил любовно-приключенческий роман "Странствия Персилеса и Сихизмунды" (опубликован 1617). Преследуемый нищетой и унижениями, Сервантес перед смертью вступил в Орден терциариев и был похоронен за счёт братства. Могила Сервантес затерялась. Через всё творчество Сервантес проходят контрасты идеальной "поэзии" душевной жизни, "романтики" непреклонных устремлений человека — и убогой "прозы" окружающего мира, иронически или юмористически освещенного. Этим контрастом отмечены два жанра его драм: пьесы о доблестных в борьбе с превратностями судьбы, о любящих, неизменно верных своему чувству ("Алжирские нравы", "Великая султанша" и др.), — и сатирические в плутовском духе интермедии ("Вдовый мошенник", "Бдительный страж", "Судья по бракоразводным делам" и др.), яркий бытовой колорит которых не потускнел до наших дней. Те же контрасты в новеллах: любовно-авантюрные истории в духе новорыцарских поэм эпохи Возрождения ("Великодушный поклонник", "Английская испанка"и др.) — и плутовские новеллы, сатирически изображающие повседневный быт ("Беседа двух собак", "Ринконетс и Кортадильо"). Синтетичны в этом смысле рассказы с идеальными героинями на фоне "низкой" (трактирной, цыганской) среды: "Высокородная судомойка", "Цыганочка", которой Сервантес открыл для европейской литературы романтику "цыганской" темы, оказавшей впоследствии влияние на В. Гюго, П. Мериме, А. Сервантес Пушкина. Особо стоят новеллы с напряжёнными, до патологического, состояниями души героя, маниакальными персонажами: "Ревнивый эстремадурец", "Лиценциат Видриера", герой которой помешан на том, что он стал "стеклянным" (исп. vidriera); в "хрупкой" и безумной, для окружающих всего лишь забавной, "мудрости" героя этой новеллы уже сказывается грустный юмор автора "Дон Кихота". Источник: Spain.com.ua |