УКР РУС
Добавить в избранное Домой  Контакты  Карта сайта 
  • Изучение испанского языка по Скайпу
  • Объявления
  • Фотографии Испании
  • Словарь
  • Форум
  • Туризм в Испании
  • На форуме
  • Cдам квартиру в Барселоне. [clasesencasa, 19:37]
  • особенности съема квартиры в Испании [clasesencasa, 19:27]
  • снять квартиру в Барселоне и окрестностях [clasesencasa, 19:35]
  • Вибори Президента України 2014 [bombero, 01:03]
  • встречу,доставлю в аэропорт Барселоны, Жироны. [viv, 09:03]
  • Сдаю виллу с видом на море на Коста Брава, Испания [viv, 09:42]
  • Индивидуальный отдых в Барселоне . [artabash125, 13:54]
  • Пользовательского поиска

    Испанская литература XVII и XIX веков

    Литература 18 в. В 18 в., часто называемом исследователями периодом неоклассицизма, королевская власть, стремясь превратить страну в абсолютную монархию французского образца, ликвидировала особые права испанских провинций и ограничила влияние духовенства, что способствовало ускорению буржуазного развития.

    С 1704 по 1714 Англия и Франция вели войну за Испанское наследство, которая окончилась победой Франции и воцарением Бурбонов на испанском престоле, в результате чего французское влияние в стране услилилось. При Филиппе V, в 1713, основана Королевская Академия, задачей которой стало утверждение единого для всей Испании литературного языка, очищение его от просторечных выражений. Влияние французской культуры способствовало развитию Просвещения в Испании, сыграло важную роль в борьбе против феодальной отсталости.

    Однако классицизм в Испании так и остался чуждым явлением, хотя и получил широкую теоретическую разработку и проявил себя в типичных для классицизма жанрах: трагедии, комедии, басне и оде. Так, несколько литераторов в своих работах приступили к критике принципов испанского национального театра. Теоретики классицизма – Николас Фернандес де Моратина (1731–1780) написал работу, название которой говорит само за себя: Развенчание испанского театра (1763), а баснописец Томас де Ириарте (1750–1791) сформулировал новые эстетические принципы в Литературных баснях (1782).

    Выдающийся мыслитель просветительского направления – Бенито Херонимо Фейхо и Монтенегро (1676–1764), научная и литературная деятельность которого нашла выражение в трудах Универсальный критический театр (1727–1739) и Письмах ученых и любознательных (1742–1760). Будучи католиком, выступал против некоторых догматов христианской веры и считал непосредственный опыт основой познания.

    Другой просветитель – Гаспар Мельчор де Ховельянос (1744–1810) был тесно связан с французской культурой. Не ограничиваясь критикой современной жизни, активно искал пути ее улучшения, свидетельство чему – его экономический труд Доклад относительно аграрного закона (1795). Хосе Кадальсо и Васкес (1741–1782) пытался создать трагедию в духе классицизма (Дон Санчо Гарсия (1771)), а его последнее сочинение Унылые ночи (1789–1790) уже созвучно новому направлению – сентиментализму.

    Просветительское движение в Испании и теория классицизма имели своих противников, например, в лице сатирика и полемиста Хуана Пабло Форнера (1756–1797), усматривавшего во всем развитии литературы после "золотого века" только упадок и деградацию и выступавшего против просветительства и классицизма.

    Попытки создать новую драматургию, основанную на законах классицизма, предпринял Рамон де ла Крус (1731–1794), однако наиболее удачную часть его творчества составляют не драмы, а "сайнеты" – то есть интермедии. Испанский драматург Леандро Фернандес де Моратин (1760–1828), старался добиться синтеза национальных и французских классицистических традиций в Истоках испанского театра, сочинении, где он собрал и прокомментировал произведения так называемых "прелопистов", предшественников Лопе де Вега.

    В конце 18 в. в Испании, как и в других европейских странах, наметилось разочарование в идеях Просвещения и свойственном ему культе разума. Некоторые авторы обратились к миру чувств, к природе, естественной, сельской жизни, пример чему – стихи лучшего поэта эпохи Хуана Мелендеса Вальдеса (1754–1817), одна из заслуг которого, помимо прочего, – возрождение романса.

    19 век. Во время национально-освободительной войны против Наполеона и первой революции (1808–1814) в испанской поэзии зазвучали героические ноты, особенно заметные в творчестве Мануэля Хосе Кинтана (1772–1857).

    Развитие романтизма шло рука об руку с пафосом войны против Наполеона, с разочарованием в идеалах просветителей и итогах Французской буржуазной революции. Расцвет романтизма в Испании приходится на середину 1830-х. Опираясь на теорию романтизма, выработанную в других странах и прежде всего в Германии, испанские теоретики романтизма обратились к литературе "золотого века" и народному творчеству, которым пренебрегали писатели классицизма. Эти идеи отразись в статье немца Беля де Фабера Размышления Шлегеля о театре, а также в Речи о влиянии новой критики на упадок старинного испанского театра его последователя Августина Дурана (1793–1862). Наиболее полным и развернутым обоснованием романтизма в Испании стало предисловие к поэме Анхеля Сааведры Мавр-подкидыш, написанное Антонио Алькала Галиано. Выдающийся лирик испанского романтизма – Хосе де Эспронседа (1808–1842), автор политических и любовных стихов, испытавший значительное влияние поэзии Байрона.

    Во 2-й пол. 19 в. романтическая поэзия приобретает эпигонские черты; выделяется лишь поэт Густаво Адольфо Беккер (1836–1870), настоящее имя которого Домингес Бастида.

    Драматурги-романтики, опираясь на испанскую драматургию "золотого века" и французскую драму (прежде всего В.Гюго), создали оригинальный тип драмы – лирическую драму, раскрывающую внутренний мир человека (например, Франсиско Мартинес де ля Рос, 1787–1862 и Анхель де Сааведра, 1791–1865, обращавшийся к темам средневековья). Интерес к национальной старине проявился и в творчестве Хосе Соррилья и Мораль (1817–1893).

    Сочинения Вальтера Скотта, Виктора Гюго и Александра Дюма вдохновили многих испанских авторов к написанию исторических романов. К этому жанру обращались Рамон Лопес Солер, автор книги Шайки Кастилии (1830), Мариано Хосе де Ларра (1809–1837).

    В лоне литературы романтизма существовало направление, близкое к реализму, – так называемый "костумбризм". Его представители, тяготевшие к жанру очерка, сосредотачивали свое внимание на жизни и нравах той или иной испанской провинции или области (например, кастилец Рамон де Месонеро Романос, 1803–1882).

    Реалистические тенденции, присущие костумбризму, особенно отчетливо проявились в сатирической публицистике Мариано Хосе де Ларры. Его мировоззрение и стиль публицистики восходят к французскому Просвещению и буржуазно-демократическим идеалам 18 в., что проявилось в его знаменитых "очерках нравов", критиковавших провинциальность испанской жизни, невежество, отсталость патриархального режима.

    Во второй половине 19 в. Испания все еще была отсталой страной, со множеством феодальных пережитков, постоянными социальными потрясениями, тормозившими общественное и экономическое развитие. Тем не менее это был период оживления литературной деятельности.

    В середине века в испанской литературе окончательно оформляется реалистическое направление, сочетающее черты романтизма и натурализма, более характерного для культуры конца столетия. В это же время в Испании возникает "роман философского тезиса", трактующий проблемы религии и морали.

    Мастером испанского реалистического романа 19 в. была Фернан Кабальеро (Сесилия Боль де Фабер, 1796–1877), также собиравшая легенды, сказания и предания народа и в 1852 издавшая сборник Картины андалузских народных нравов. Антонио де Труэба (1819–1889) в своих рассказах воссоздавал патриархальную идиллию (сб. Рассказы розового цвета, Крестьянские рассказы, и др.), а в сборниках Педро Антонио де Аларкона (1833–1891) романтические новеллы переплетаются с реалистическими.

    Еще один писатель того времени – Хуан Валера и Алькала Галиано (1824–1905) прошел творческий путь от классицизма к реализму. Свои литературные взгляды выразил в Заметках о новом искусстве писать романы: он полагал, что цель искусства – само искусство, хотя присутствие в нем морали тоже допустимо. В основе его лучшего романа Пепита Хименес (1873) лежит восходящая к эпохе Возрождения идея о победе чувственного начала над религиозным аскетизмом. В других произведениях пытается решить философские проблемы бытия, во многом отталкиваясь от Фауста Гете (Иллюзии доктора Фаустино, 1875), Морсамор (1899).

    Известный испанский романист вт. пол. 19 – нач. 20 вв. Бенито Перес Гальдос (1843–1920) пытался разобраться в социальных противоречиях испанской жизни, обращаясь к истории. В серии романов Национальные эпизоды он изобразил испанскую историю от Трафальгарского сражения до падения первой республики. В некоторых его произведениях сказалось влияние французских натуралистов, в других – Л.Толстого. Идеи французского натурализма получили развитие в творчестве Эмилии Пардо Басан (1852–1921), толковавшей о натурализме в предисловии к своей повести Путешествие новобрачных (1881), а в 1883 опубликовавшей в журнале "Импарсиаль" серию статей под названием Животрепещущий вопрос. Она поддерживала стремление французских натуралистов изображать жизнь низов, показывать социальную среду, использовать народный язык. В своих критических и теоретических работах много рассуждал о натурализме Леопольдо Алас и Уренья (1852–1901), известный под псевдонимом Кларин ("рожок"). В его художественном творчестве присутствуют элементы натурализма, кроме того, большое внимание уделяется внутреннему миру героев, их духовным исканиям, а также сатирическому изображению действительности (роман Регентша, 1883).

    Для драматургии конца 19 – нач. 20 вв. также характерен переход от романтизма к натурализму. Мануэль Тамайо и Баус (1829–1898) известен как создатель романтических драм, но его лучшая пьеса Новая драма (1868) близка к реализму. Драматургом, слава которого затмила известность Тамайо и Бауса, был Хосе Эчегарай (1832–1916), математик по профессии, получивший в 1905 Нобелевскую премию. Его Великий Галеото – образец натуралистической драмы.

    info
    Обмен кнопками
     
    Правовая информация Авторские права Политика конфиденциальности