УКР РУС
Добавить в избранное Домой  Контакты  Карта сайта 
  • Изучение испанского языка по Скайпу
  • Объявления
  • Фотографии Испании
  • Словарь
  • Форум
  • Туризм в Испании
  • На форуме
  • Cдам квартиру в Барселоне. [clasesencasa, 19:37]
  • особенности съема квартиры в Испании [clasesencasa, 19:27]
  • снять квартиру в Барселоне и окрестностях [clasesencasa, 19:35]
  • Вибори Президента України 2014 [bombero, 01:03]
  • встречу,доставлю в аэропорт Барселоны, Жироны. [viv, 09:03]
  • Сдаю виллу с видом на море на Коста Брава, Испания [viv, 09:42]
  • Индивидуальный отдых в Барселоне . [artabash125, 13:54]
  • Пользовательского поиска

    Практика территориально-политического строительства в Испании и России: попытка сравнительного анализа

    Модели территориального устройства в высшей степени национальны. Свою задачу я вижу в проведении попытки сравнительного анализа моделей территориально-политического устройства Испании и России. В течение 25 лет Испания совершает переход от одного из наиболее централизованных государств Европы к образованию и закреплению собственной модели децентрализованного государства; в России построение федеративных отношений также пока не завершено.

    Тем не менее, обе страны уже прошли большой путь, накопили определенный опыт. Основным вопросом в общем контексте данной проблемы является следующий: какие факторы определили институциональный дизайн федерализма в России и государства автономий в Испании. Важно отметить, что в обеих рассматриваемых странах процесс территориально-политического строительства еще не закончен, так что речь идет о сравнении определенных фаз, этапов строительства. Это обстоятельства выступает ограничителем при сравнении обеих моделей.

    На поверхности в моделях территориально-политического устройства Испании и России довольно много схожего. Конституции обеих государств определяют характер взаимоотношений центра и территорий, и Испании, и Россия имеют двухпалатные парламенты, в которых верхняя палата представляет интересы территорий. В обеих странах регионы имеют свои уставы (конституции) и выборные органы власти. Наконец, и данное обстоятельство представляется мне крайне важным, и в Испании, и в России взаимоотношения центра и регионов имеют асимметричный характер, иными словами, объем компетенций регионов неодинаков. Так, в России федерация имеет крайне сложную структуру, в ее составе присутствуют несколько различных типов субъектов. Если говорят об особом статусе, привилегированном положении, то речь обычно идет о республиках в составе РФ. В Испании ряд регионов связывают с центром "особые" отношения – это исторические регионы страны, столетиями отстаивающие свой самобытный характер, - Каталония, Страна Басков и Галисия. Лидеры этих регионов были недовольны статусом своих территорий и призывали к созданию федеративного испанского государства (так, один из "отцов" каталонского национализма Энрике Прат де ла Риба призывал к созданию "Иберийской федерации", в состав которой вошли бы, наряду с Каталонией, Кастилия, Португалия, Валенсия и Балеарские острова) или выдвигали сепаратистские лозунги.

    Интересно, что схожие черты не исчерпываются перечисленными выше. Речь идет, во-первых, о том, что и в том, и в другом случае инициатива изменения характера взаимоотношений между центром и регионами исходила из регионов, снизу. Именно под давлением регионов шло формирование центром новой модели взаимоотношений. Во-вторых, в обоих государствах процессы децентрализации (федерализации, регионализации) развивались на фоне демократического транзита.

    Тем не менее все эти схожие институты и характеристики не определяют внутренней схожести моделей, напротив, удивительно, насколько разные результаты получены в этих двух странах. Мне представляется, что на характер результатов повлияли по крайне мере два важных фактора: исторические предпосылки и сам характер демократического транзита.

    Бусыгина Ирина Марковна, профессор МГИМО (У) МИД России, доктор политических наук

    Казанский Институт Федерализма

    1. Исторический контекст

    Что касается России, то принято считать, что с точки зрения формирования и развития федеративных отношений, исторические предпосылки не слишком благоприятны. Опыт федеративных отношений отсутствует. Хотя Российская Империя допускала автономию различных территорий, и довольно существенную (достаточно вспомнить о Польше и Финляндии), тем не менее, эта политическая система строилась на унитарных началах.

    Подробнее >>
    2. Особенности демократического транзита.

    По моему мнению, характер демократического транзита оказал колоссальную роль на территориальное устройство обеих стран, причем в обеих случаях он был совершенно различным.

    В Испании модель территориального устройства получила свое специфическое развитие благодаря импульсу, возникшего вследствие политического консенсуса, благодаря поддержке основных политических сил, поддержке государственной и негосударственной сферы. Демократический транзит был реализован через пакт между реформаторами и консерваторами.

    Подробнее >>
    3. Модели территориального устройства: что мы пострили.

    Является ли Россия федеративным государством? На мой взгляд, на этот вопрос можно ответить положительно, по крайней мере с нормативной точки зрения. Согласно Основному закону 1993 года, Российская Федерация конституирована как федеративная республика. Что касается не нормы, а реалий, то Россия, по-видимому, обречена на некие переходные, гибридные формы; российская государственность содержит элементы как федеративного, так и унитарного, и конфедеративного характера.

    Подробнее >>
    4. Некоторые выводы.

    В заключение попытаюсь сформулировать некоторые итоги. Прежде всего, важно указать, что и в Испании и в России, говоря и моделях взаимоотношений между центром и территориями, мы имеем дело с некими законченными моделями и формами, но со стадиями процесса: реформы продолжаются в обеих странах. Тем не менее эти процессы резко отличаются друг от друга по смыслу и направленности. Если говорить о смысле, то Россия с самого начала заявила себя как федеративное государство, в стране развивались процессы федерализации.

    Подробнее >>
    info
    Обмен кнопками
     
    Правовая информация Авторские права Политика конфиденциальности