УКР РУС
Добавить в избранное Домой  Контакты  Карта сайта 
  • Изучение испанского языка по Скайпу
  • Объявления
  • Фотографии Испании
  • Словарь
  • Форум
  • Туризм в Испании
  • На форуме
  • Cдам квартиру в Барселоне. [clasesencasa, 19:37]
  • особенности съема квартиры в Испании [clasesencasa, 19:27]
  • снять квартиру в Барселоне и окрестностях [clasesencasa, 19:35]
  • Вибори Президента України 2014 [bombero, 01:03]
  • встречу,доставлю в аэропорт Барселоны, Жироны. [viv, 09:03]
  • Сдаю виллу с видом на море на Коста Брава, Испания [viv, 09:42]
  • Индивидуальный отдых в Барселоне . [artabash125, 13:54]
  • Пользовательского поиска
    Словарь
    Словарь Испания 
    A  B  C  E  G  H  I  L  M  N  P  R  S  T  А  Б  В  Г  Д  Е  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Э 
    OK
    Термин: Гойя Франсиско

    Гойя, Гойя-и-Лусьентес (Goya у Lucientes) Франсиско Хосе де(30.3.1746, Фуэндетодос, близ Сарагосы, - 16.4.1828, Бордо), испанский живописец, гравёр, рисовальщик. Сын мастера-позолотчика и дочери обедневшего дворянина.

    СарагосаС 1760 учился в Сарагосе у Х. Лусана-и-Мартинеса. Ок. 1769 отправился в Италию. В 1771, получив вторую премию пармской АХ за картину на тему из античной истории, вернулся в Сарагосу, где писал фрески в традициях позднего итальянского барокко (боковой неф церкви Нуэстра Сеньора дель Пилар, 1771-72). Около 1773 Гойя обосновался в Мадриде. Вначале работал в мастерской Ф. Байеу, в 1776-80 и 1786-91 выполнил для королевской шпалерной мануфактуры свыше 60 панно, которые служили образцами (картонами) для ковров. Это насыщенные по цвету и непринуждённые по композиции сцены повседневной жизни и праздничных народных развлечений ("Зонтик", 1777; "Продавец посуды" и "Мадридский рынок", 1778; "Игра в пелоту", 1779; "Молодой бык", 1780; "Раненый каменщик", 1786; "Игра в жмурки", 1791; все - в Прадо, Мадрид). Опираясь на опыт венецианских живописцев середины 18 в. (особенно Дж. Б. Тьеполо ), Гойя противопоставил ещё сильным тогда в испанском искусстве традициям парадно-торжественного барокко и рассудочности классицизма, прививаемого мадридской АХ, дух темпераментного наслаждения бытием и жизнерадостного демократизма. Этому способствовала атмосфера наивных надежд, порожденная реформами Карла III в пору его увлечения идеями "просвещённого абсолютизма". С начала 1780-х гг. Гойя получает известность и как портретист. Свойственная первоначально его портретам парадность (портрет графа Флоридабланка, 1782-83, банк Уркихо, Мадрид) уступает затем место интимности, не исключающей подчас лёгкой иронии по отношению к модели ("Семья герцога Осуна", 1787, Прадо; портрет маркизы А. Понтехос, ок. 1787, Национальная галерея искусства, Вашингтон). В эти годы Гойя постепенно переходит к тонко разработанной, не яркой, но звучной цветовой гамме. Фигуры утрачивают рельефность, словно растворяясь в дымке. В 1780 Гойя был избран в мадридскую АХ (с 1785 вице-директор, а с 1795 - директор её живописного отделения): в 1786 был назначен придворным живописцем, с 1799 первый живописец короля. Характер искусства Гойя резко меняется с началом 1790-х гг., когда Карл IV в страхе перед событиями Великой французской революции стал на путь реакции. Жизнеутверждение в творчестве Гойя сменяется глубокой неудовлетворённостью, возрастающей до степени трагизма, праздничная звучность и утончённость светлых оттенков - резкими столкновениями тёмного и светлого, напряжённой монохромностью, увлечение Тьеполо - освоением традиций Веласкеса, Эль Греко, а позже Рембрандта. И хотя Гойя ещё создаёт такие произведения, как сияющая серебристо-пепельными тонами роспись потолка в капелле церкви Сан-Антонио де ла Флорида в Мадриде (1798), в его живописи всё чаще царит подвижный ночной мрак, поглощающий фигуры, которые то едва проступают сквозь тьму, то ненадолго разгоняют её, вспыхивая тревожным сиянием. Особенно привлекает Гойя графика: стремительность перового рисунка, царапающий штрих иглы в офорте, светотеневые эффекты акватинты. Близость с испанскими просветителями (Гойя М. Ховельяносом-и-Рамиресом М. Х. Кинтаной) обостряет неприязнь Гойя к феодально-клерикальной Испании. В его искусстве появляется яростная сила сопротивления гнёту действительности. В это время (осень 1792 - зима 1793) тяжёлая болезнь приводит художника к глухоте.

    В 1790-х - начале 1800-х гг. исключительного расцвета достигло портретное творчество Гойя В нём остро звучат и чувство одиночества, уязвимости человека в тревожном мире (портреты: сеньоры Бермудес, Музей изобразительных искусств, Будапешт; Ф. Байеу, 1796. Прадо; Ф. Савасы Гарспа, ок. 1805, Национальная галерея искусства, Вашингтон), и мужественное противостояние, даже вызов окружающему ("Ла Тирана", 1799, АХ, Мадрид: портреты - доктора Пераля, 1796, Национальная галерея, Лондон, Ф. Гиймарде. 1798, Лувр, Париж, И. Ковос де Порсель, ок. 1806, Национальная галерея, Лондон). Но главными становятся беспримерная до того прямота обнажения истины и откровенность личного отношения художника к миру, которые заставляют содрогаться при виде жёсткой обесчеловеченности лиц в "Семье короля Карла IV" (1800, Прадо) или почувствовать таинственную притягательность женщины в "Махе одетой" и "Махе обнажённой" (обе - около 1802, Прадо). Программно-заострённым воплощением настроений Гойя явилась первая большая серия офортов "Капричос" (80 листов с комментариями художника, 1797-98, обнародованы в начале 1799), в которой в гротескно-трагической форме было всесторонне раскрыто уродство моральных, политических и духовных основ испанского "старого порядка". "Капричос" - творение глубочайшего мыслителя и смелого борца, высшее художественное выражение века Просвещения и Великой французской революции. Вместе с тем это произведение наряду с "Фаустом" Гёте вдохновляло творческие искания последующих поколений, начиная с романтиков. Их привлекали в Гойя острая характерность и мужественная энергия, охват реальной сложности бытия, во имя которых он отвергал абстрактно "правильное" и "разумное". Гойя первым из художников противополагает безличному классицистическому рационализму страстность чувств, откровенность мыслей, дерзостный полёт воображения. Невиданно конкретным историзмом, подлинно народной энергией и страстью личного переживания пронизаны картины "Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде" и "Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года" (обе около 1814, Прадо). В отличие от зрелищно построенных исторических картин романтиков, оба эти произведения Гойя более всего потрясают абсолютной правдой поведения всех действующих лиц и той широтой мировоззрения, которая позволяет художнику быть одновременно испанским патриотом, призывающим к борьбе с завоевателями, и гуманистом, восстающим против войны как акта бесчеловечности. Своеобразным философско-историческим осмыслением судьбы народа в трагическую эпоху жизни Испании явились офорты "Бедствия войны" (82 листа; 1810-20, изд. в 1863 в Мадриде), исполненные большей частью в период народно-освободительных войн против наполеоновского нашествия и первой испанской революции (1808-14). Последние листы серии создавались в обстановке реставрации Фердинанда VII и жестокой реакции. В эти годы, чрезвычайно тяжёлые для Гойя, он жил в одиночестве в загородном доме ("Кинта дель Сордо", т.е. "Дом Глухого"), стены которого расписал маслом (1820-23, росписи ныне в Прадо). Здесь воплотились созвучные "Капричос" идеи противостояния прошлого и будущего, ненасытного дряхлого времени ("Сатурн") и освободительной энергии юности ("Юдифь"). Ещё сложнее система жутких гротескных образов в серии офортов "Диспаратес" (22 листа; 1820-23, изданы в 1863 в Мадриде под названием "Пословицы"). Но и в самых мрачных видениях Гойя давящая тьма не может остановить движение, которое для него, как и для революционных романтиков, - самое мощное проявление развития жизни. Движение становится ритмичным лейтмотивом в "Похоронах сардинки" (около 1814, Прадо), в серии офортов "Тавромахия" (1815. изданы в 1816 в Мадриде), в алтарной картине "Моление о чаше" (1819, духовное училище Сан-Антонно, Мадрид) и в знаменитых "Кузнецах" (1819, собр. Х. Фрика, Нью-Йорк). Тьма уступает место вновь загорающемуся сиянию красок в картинах "Водоноска" (1810, Музей изобразительных искусств, Будапешт) и "Махи на балконе" (около 1816, Метрополитен-музей, Нью-Йорк). Человечность и мудрость Гойя находят своё высокое проявление в его автопортрете (1815, Прадо), портретах Т. Переса (1820, Метрополитен-музей), П. де Молина (1828, собрание О. Рейнхарта, Винтертур).

    Последние четыре года жизни Гойя провёл во Франции. В добровольном изгнании он пишет портреты своих друзей-эмигрантов, осваивает новую тогда технику литографии (серия "Бордоские быки", 1826), создаёт полную оптимизма картину "Молочница из Бордо" (1827-28, Прадо). К этому времени влияние Гойя на художественную культуру начинает приобретать общеевропейское значение.

    Смотреть также:

    - Демонов Гойи выставляют в Киеве

    - Задержан подозреваемый в похищении Детей с повозкой 

    - 1828 - умер Франсиско Хосе де Гойя, великий испанский живописец

    info
    Обмен кнопками
     
    Правовая информация Авторские права Политика конфиденциальности