УКР РУС
Добавить в избранное Домой  Контакты  Карта сайта 
  • Изучение испанского языка по Скайпу
  • Объявления
  • Фотографии Испании
  • Словарь
  • Форум
  • Туризм в Испании
  • На форуме
  • Cдам квартиру в Барселоне. [clasesencasa, 19:37]
  • особенности съема квартиры в Испании [clasesencasa, 19:27]
  • снять квартиру в Барселоне и окрестностях [clasesencasa, 19:35]
  • Вибори Президента України 2014 [bombero, 01:03]
  • встречу,доставлю в аэропорт Барселоны, Жироны. [viv, 09:03]
  • Сдаю виллу с видом на море на Коста Брава, Испания [viv, 09:42]
  • Индивидуальный отдых в Барселоне . [artabash125, 13:54]
  • Пользовательского поиска

    1. Исторический контекст

    Что касается России, то принято считать, что с точки зрения формирования и развития федеративных отношений, исторические предпосылки не слишком благоприятны. Опыт федеративных отношений отсутствует. Хотя Российская Империя допускала автономию различных территорий, и довольно существенную (достаточно вспомнить о Польше и Финляндии), тем не менее, эта политическая система строилась на унитарных началах.

    Начавшиеся дискуссии о необходимости изменения характера взаимоотношений между центром и территориями были прерваны революцией 1917 года. Большевики, взявшие власть, по понятным причинам были сторонниками централизованного унитарного государства, однако по необходимости признавали наличие существенных межтерриториальных различий, прежде всего наличие территорий, компактно заселенных различными этносами и в силу этого имеющими свою специфику. РСФСР, таким образом, была конституирована как федерация советских социалистических национальных республик, остальные регионы в качестве субъектов федерации не были даже упомянуты. Эта квази-федеративность была характерной для всей истории советского государства. Так, Конституция СССР 1977 года закрепляла принцип демократического централизма как основу организации и деятельности советского государства. В ее первой главе, посвященной характеру политической системы, федеративный характер государства не оговаривался, принцип федерализма не был закреплен. Полагаю, что квази-федеративность советского периода не только не помогла при становлении нового российского федерализма, но существенно его затруднила, добавив к постоянно возникающим, "благоприобретенным" проблемам "врожденные" уродства.

    Фактически отсчет в строительстве новой федеративной государственности мы можем вести лишь с момента подписания Федеративного договора в марте 1992 года и принятия Конституции в декабре 1993 года. Мы строим наш федерализм лишь десять лет, не имея возможности полагаться при этом на историческую память.

    В Испании история распорядилась иначе: страна никогда не была исторически сложившимся централизованным государством, она всегда отличалась правовым, политическим и культурным плюрализмом. Испанская история содержит периоды усиления и ослабления централизации. Так, первая современная Конституция Испании 1812 года означала конец (по крайней мере временный) исторического испанского регионализма, создав унитарный территориальный порядок и унитарное управление, разделив страну на пятьдесят провинций. Конституция первой испанской республики от 1873 года, существовавшая совсем недолго, напротив, превратила страну в федеративное государство, в котором семнадцать государств (estados), среди которых Куба и Пуэрто Рико, формировали испанскую нацию. Федеративное испанское государство состояло из трех уровней: муниципалитетов, регионов-государств, самой федерации – республики.

    По мнению экспертов, первая республика оказалась столь недолговечной в частности потому, что слишком радикально разрешила проблемы территориального порядка. В 1876 году новая Конституция восстановила централизованное государство в стране.

    Первой Конституцией, удовлетворившей по крайней мере отчасти требования исторических испанских регионов стала Конституция П Республики в 1931 году. Согласно этому документу, было создано так называемое интегральное государство, которое в целом имело унитарный характер, однако открывало возможность развития некоторй автономии для каталонской, баскской и галисийской территорий. Так, уже через год был принят Статут Каталонии, через пять лет – Статуты Страны Басков и Галисии (последний так и не вступил в силу из-за начавшейся Гражданской войны (1936-1939 гг). После ее окончания режим генерала Франко укоренился на базе унитарного централизованного государства[2]. Конституция 1931 года была по сути компромиссом между традиционным централизованным государством и автономистскими устремлениями отдельных частей страны. Государство Франсиско Франко было определено как "сообщество судьбы", государственное единство было признано высшим приоритетом, в соответствии с этим государственная власть была организована строго иерархически снизу доверху.

    Переход к демократии в Испании начался в 1976 году, при этом Конституцию 1978 года отличало стремление дать ответы на вызовы регионализма; Основной закон страны предоставил возможность не только отдельным, но всем территориям получить доступ к широкой законодательной и институциональной автономии[3]. Новая модель территориального устройства получила название Государства автономий. Крайне важно отметить то, что Конституция Испании не устанавливает ни число, ни названия автономных сообществ, но лишь обозначает пути для того, чтобы отдельные провинции или их объединения могли такие сообщества создавать (это право было реализовано всеми провинциями, и Испания имеет сейчас в своем составе 17 автономных сообществ). Конституция также не определяет уровень полномочий каждого автономного сообщества, ограничиваясь лишь списком полномочий и определяя два возможных пути достижения автономии: быстрый, предусмотренный для исторических регионов и позволяющий сразу получить максимальный уровень полномочий, и медленный, когда регионы расширяют объем полномочий постепенно, по мере готовности.

    Таким образом, можно констатировать, что в Испании всегда в той или иной мере наличествовал политический и культурный плюрализм, всегда существовали особые, исторические территории. История страны – есть в данном отношении история колебаний, подвижек между централизмом и регионализмом.

    info
    Обмен кнопками
     
    Правовая информация Авторские права Политика конфиденциальности